Все стремятся быть джентльменами, немногие, однако, отдают себе ясный отсчет в истинном значении этого слова. Быть обладателем модного элегантного костюма не значит еще быть и джентльменом.

джентльменЭто слово заключает в себе целое миросозерцание, которое, уступая в сложности жизненным теориям современных философов, быть может, именно, благодаря своей разумной простоте и здоровой логичности, заслуживает особенного внимания в наш неуравновешенный, больной век, когда современные люди, удачно справляясь с подводными лодками, спутниками, ракетами и, самолетами не умеют в большинстве случаев, владеть своими издерганными нервами и страстями. Джентльмен – прежде всего, трезвыми глазами, без детских иллюзий, но и без излишнего пессимизма, смотрит на окружающих его людей и обстановку;

 

Это человек безукоризненно владеющий всеми своими чувствами и порывами; к себе самому он предъявляет большие и строгие требования, зато как истинно-культурный человек, бесконечно мягок и снисходителен к другим. Хорошо зная истинную цену людскому вниманию и похвалам – он чужд мелкого тщеславия , избегает дешевой популярности, не старается выделиться из толпы.

Скромно, без шума, с сознанием собственного достоинства, идет он по намеченному жизненному пути.

 

Девиз джентльмена – жить сообразно собственным принципам, вкусам и требованиям, имея в виду свою личную выгоду и пользу. Несомненно, что такая точка зрения эгоистична, но это естественный эгоизм сильного, здорового человека, предъявляющего свои права на жизненные блага. Джентльмен и не скрывает этого нормального эгоизма.

 

Джентльмен, однако, старается никогда, по возможности, не нарушать интересов других. Он всегда корректно считается со вкусами и личными чувствами окружающих, никогда не задевая и не оскорбляя их, все требования, предъявляемые условиями времени и места тактично учитываются джентльменом.

 

Нельзя отрицать одной, несомненно хорошей стороны такого эгоизма: он заставляет, исходя из основной точки зрения эгоиста, применяющего все к себе лично, постоянно и тщательно наблюдать за собой, чем достигается основательное знакомство и справедливая оценка всех положительных и отрицательных качеств. А известно, что самопознание учит нас и беспристрастному, справедливому отношению к окружающим. Поэтому-то джентльмен никогда не сочтет себя в праве навязывать свои взгляды и вкусы.

 

Такт и ум, естественно, помогают джентльмену таким образом проводить в жизни свои принципы, чтобы ничем не выделяясь из окружающей его обстановки, не потерять все же своей индивидуальности, то есть оставаться всегда самим собой.

 

Как часто приходиться обращать внимание на ничем не выделяющегося по своей внешности господина. Тут главную роль играет, конечно, его умение красиво одеваться и скромная, полная достоинства, манера себя держать, неотъемлемые качества джентльмена эгоиста. Этот здоровый эгоизм развивает особую, тщательную наблюдательность к каждой мелочи, касающейся наших физических и душевных пороков и достоинств. Эта наблюдательность большинством считается, ошибочно, проявлением пустоты и тщеславия.

 

А между тем тот, кто не умеет следить за собой, и не придает значения ни своим манерам, ни наружности в 99 из 100 случаев бывает мало применимым к жизни человеком. Только гению позволительно выделяться из толпы своею экстравагантностью, мы же, обыденные люди, должны стремиться выделяться отнюдь не костюмом, а своим умом, тактом и чувством меры, которым должны быть проникнуты наши поступки. Ошибочно считать потерянным то время, которое мы тратим на себя, стремясь к всестороннему самосовершенствованию. Напротив, сознательное отношение к себе развивает здоровую, твердую уверенность в себе и своих силах, а это, несомненно, лучший залог успеха, как в общественной, так и в деловой жизни. Джентльмен в самых затруднительных случаях, сразу, не задумываясь, найдет верный, тактичный выход из ситуации, для другого же это будет предметом бесконечных размышлений и колебаний.

 

Если мы попробуем бросить взгляд на улице, в театр или клуб, на собравшееся там общество, то, конечно, хоть сколько-нибудь внимательному и опытному глазу бросится разница между этими, казалось бы, приблизительно одинаково одетыми людьми. Так как мы говорим об одних сильных представителях человеческого рода, то среди мужчин, приблизительно, можно насчитать пять более или менее резко отличающихся друг от друга типов.

 

Начнем с представителей так называемой «Богемы», составляющих так сказать, переходную ступень от людей совершенно чуждых культуры и ее требованиям к цивилизованным представителям человеческого рода. Тут нам представляется наглядный случай убедиться, что талант и образование получают настоящую ценность только в связи с воспитанием и внешним благообразием. Все великие гении были строго дисциплинированными натурами и в этом, может быть, разгадка их жизненного успеха.

 

Человек, у которого развито эстетическое чувство, никогда не будет пренебрежительно относиться к своей внешности. В этом отношении несколько выше «богемы» стоит средний класс. В нем уже созрело понятие о необходимости внешней опрятности и порядка. Конечно, ни эстетическое чувство, ни индивидуальные потребности вкуса не играет здесь никакой роли.

 

Джентльмен, наоборот, вполне ясно сознает значение жизненной задачи, составляющей смысл его существования, а именно: довести до возможно полного гармонического совершенства все, данные ему природой, душевные и физические качества. Это идеал мужества и корректности в общественной и частной жизни, идеал, стремление к достижению которого сопряжено со столькими же затруднениями, сколько радостей даст оно в конечном результате, так как таким образом достигается здоровое, нормальное развитие наших способностей. Как всегда, крайности и преувеличения встречаются и в этом направлении. Каждый из нас понимает важность и цену чувства меры.

 

Многие, однако, из заботы о своей наружности создают исключительный культ, причем, естественно, впадают в крайность, - мы говорим о так называемых, пижонах, с их утрированной элегантностью, вечным желанием производить эффект, желанием, делающим их большей частью смешными и жалкими в глазах окружающих.

 

Большинство думает, что человек, обращающий на свою наружность более тщательное внимание должен или обладать очень большими средствами, или же жить выше этих средств. Объяснением этого ошибочного мнения является, прежде всего, сравнительно низкий культурный уровень нашего общества, для которого забота о своей внешности кажется ненужной роскошью, мало подходящей для мужчины и свойственной, в большинстве случаев глупым и мало занятым людям.

 

Несомненно, что с поднятием культурного нашего уровня для нас станет вполне естественной потребность заботы о нашем внешнем и внутреннем «я», тогда отпадет само собой и ошибочное мнение о безумных расходах, связанных с этими заботами. Быть джентльменом – не является недоступной роскошью, нужно только немного сообразительности и расчетливости. Для этого совсем нет нужды с рабской покорностью подражать какому-нибудь идеалу, следует, наоборот, обдумать, что хорошо и удобно для нас и отталкиваться исключительно с этого.

 

Не стоит распространяться на хорошо всем известную тему – сколько бесполезно тратится денег на ненужные мелочи и пустяки; каждый из нас, обратив внимание в этом направлении, сделает большие и неожиданные сбережения. Кроме того, не следует забывать, что часто мы тратим ненужные и очень крупные суммы на развлечения, которые часто, в конце концов, не доставляют нам даже удовольствия. Ошибочно думать, что полученное удовольствие всегда пропорционально истраченной на него сумме денег. Нет, в этом случае, очень многое зависит от нас лично, от нашего умения разумно и культурно выбирать развлечения!

 

У нас же, большей частью, манера веселиться очень однообразна – колеблется только цифра выпитых бутылок. А между тем, культурный джентльмен предпочтет такому способу убивать время подходящее и приятное общество, в котором он будет чувствовать себя хорошо и весело, не ощущая потребности в искусственном взвинчивании нервов безмерным количеством шампанского. Понятно, что для культурного человека большую роль играют разные мелочи и детали обстановки, но ум и благоразумие в таких случаях должны всегда указывать должные границы нашей требовательности. Следует всегда помнить, что наружная мишура не имеет никакой ценности.

 

Истинный джентльмен никогда не будет стараться казаться не тем, что он в действительности, из себя представляет. Ему чуждо мелкое тщеславие пижонов, старающихся, во что бы то ни стало, привлечь на себя внимание. Джентльмен не будет нагло прищуриваться, если зрение слабо – он будет носить очки, он избегает и разных ненужных украшений в виде колец, браслетов, а, если и носит их, то всегда в самом ограниченном, не режущем глаза количестве. Вопрос о том, каких расходов требует жизнь от джентльмена, конечно, очень растяжим и условен.

 

Думается, однако, что деньги, затрачиваемые на приобретение одежды и, вообще, элегантной внешности культурного человека, следует считать более продуктивно истраченными, чем когда они оставляются в ресторанах и других увеселительных заведениях. И на сокращение этой статьи своих расходов почти каждый мужчина может исправить и дополнит свой гардероб, тем более, что, повторяю еще раз, от джентльмена требуется только скромное изящество и не бросающаяся в глаза элегантность.

 

Часто приходиться в театре или в ресторане встретить господина, который, не выделяясь ни наружностью, ни костюмом из окружающей его толпы, тем не менее, никогда не останется незамеченным. В этом случае можно с уверенностью сказать, что мы имеем дело с джентльменом и притом, высшей марки,так как умение одеваться, избегая крикливости и вычурности, приобретается труднее всего и требует развитого вкуса культурного человека.

 

Джентльмен всегда будет избегать утрировки; между тем одежда его будет безукоризненно модной. Он сумеет выбрать то, что является для него наиболее удобным и подходящим, так как никогда не следует забывать того, что одежда существует для нас, а не мы для нашей одежды. Джентльмен никогда не будет иметь вида модной картинки, всегда и везде он остается самим собой.