Энди Уорхол не просто так стал символом американской культуры и не просто так изображал другие символы Америки – бутылку кока-колы, банку кетчупа или супа "Кэмпбелл". Известно, что его друг, Антонио Эмир, увидев, как Уорхол проявляет кистью на холсте уже четвертый на тот исторический день силуэт узкобедрой бутылочки кока-колы, воскликнул – "Это мы, это и есть Америка!". Возможно, с этого восклицания и началась слава поп-арта.

Уорхол рисовал самого себя и знаковые имиджи американской культуры – бытовой и голливудской, и выставка "Wanted" в Тель-Авивском музее, на которой представлены его работы периода с начала 60-х годов и до середины 70-х это отлично отражает.

 Автопортреты Уорхола, Элвиса Пресли единого во многих лицах, как и сам Уорхол, скрывающий неразгаданную печаль на многих автопортретах за пятнами цвета и нависающим на глаза чубом, прячущим истинно лицо за "имиджем"; Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, политика – Мао, история в более поздней работе – парафраз "Тайной вечери" Леонардо. 100 лиц Иисуса – это эпатаж, искусство или святотатство?

Поверхностны или глубоки его концепции и его работы? Споры все не утихают - между жизнью и искусством есть пространство, Уорхол его создал и существовал именно в нем. Картины и шелкографии Уорхола искусствоведы называют иконами – иконами известности, гламура, власти, денег и вещей. Эта выставка, ее концепция, специфичность развески говорит о феномене и влиянии Уорхола, его последователей и поп-арта на современное искусство и о влиянии рынка искусства на саму живопись. Уорхол мог сделать шедевр из любой вещи, подняв ее на пьедестал, сколоченный из рекламы, потребления и СМИ. Он визуализировал американскую мечту и за то признан гением. Один из приемов работы Уорхола - множественное варьирование, монотонное повторение одних и тех же образов, реплики, заполняющие в собственных копиях все полотно, эдакий фрактал от поп-арта. Недаром его студия называлась "Фабрикой", и сам он занимался также кино, музыкой (Velvet Underground Лу Рида- его детище), фотографией и главное - стилем жизни - прежде всего своей собственной, окрашенной в сияющий серебряный цвет.

  Его высказывание "Каждый имеет право на свои 15 минут славы" известно не менее, чем сам автор. Мик Джаггер говорил: "Если хочешь узнать, что в Америке было самым популярным в тот или иной период, посмотри, что тогда рисовал Энди Уорхол". Его студия "Фабрика", основанная в 1963 году, была устроена как коммерческое предприятие, на ней производили до 80 шелкографий в день, а в год выпускала около тысячи работ, превращая поп-арт в предмет массового народного потребления, в доступное искусство.

Там трудилась целая команда рабочих и была налажена работа по "массовому" трафаретному производству портретов знаменитостей. За 26 лет (с 1961-го, когда он переквалифицировался из дизайнеров в художники, по 1987-й, год его кончины в возрасте 58 лет) король поп-арта и его помощники создали около десятки тысяч произведений искусства. Уорхол не стеснялся делать деньги из искусства и, пожалуй, выставка "Wanted" посвящена именно этому умению – умению превратить искусство в бренд и денежный эквивалент, умению превратить потребление в искусство. Но выставка не дает ответа на вопрос, кто такой Уорхол – гений, провидец или работоспособный деятель "Фабрики", хотя до сих пор Уорхол находится в тройке самых продаваемых художников после Пабло Пикассо и Клода Моне.

В 2010 году сразу 40 работ Уорхола были проданы дороже, чем за миллион долларов. Причем пять из них перевалили 10-миллионный барьер. В том же году работы Энди Уорхола составляли 17 процентов рынка современного искусства. Большинство работ, представленных на выставке в Тель-Авивском музее, сделаны в присущей Уорхолу технике – в комбинации живописи и фотопечати - шелкографии. А название "Wanted" ("Особо опасен") выставке дано по знаменитым фрескам Уорхола, в свою очередь сделавшего эту серию вослед "Wanted" Марселя Дюшана 1923 года. Но если Марсель Дюшан в качестве портретов разыскиваемых преступников использовал собственное фото, то Уорхол – фотографии из полицейских досье Нью-Йорка (власти города выражали недовольство тем, что среди отобранных им преступников слишком много итальянцев – потенциального электората в преддверии муниципальных выборов).

Впервые эта серия выставлялась в 1964 году на ярмарке World's Fair в Нью-Йорке. Но так как речь идет все-таки о выставке пяти художников, то напомню, что на ней представлены также работы Том Вессельмана – его красно-розовые натюрморты и шаблонные обнаженные, чьи образы граничат с абстракцией. В 1960-м году наряду с Уорхолом, Вессельман также стал пионером поп-арта, отталкиваясь от популярных изображений, затушевывая их розовой мечтой цвета персика.

Еще один из героев коллекции Муграби - Жан-Мишель Баския, творивший в 1980-е годы. Его биография – показательна, его смерть - это наркотики, его наивно-детское на первый взгляд творчество – это уличное граффити, переплетение иронических текстовых цитат и цветных загогулин, схематичных образов людей и животных, его переживаний, Библий и современной ему мультикультурной истории. Баския – прост и сложен. Леонардо да Винчи волновал его не меньше, чем нью-йоркские бомжи. Баския рисовал на всем – на стенах, окнах, заборах, на керамических тарелках, также экспонируемых на выставке. И он был очень дружен с Уорхолом, несмотря на разницу в возрасте. У Жана-Мишеля Баския - короткая биография в 27 лет жизни, на последние из которых повлиял Энди Уорхол. Рассказывают, что Жан-Мишель восхитил Энди своими самодельными, наивно-детскими открытками. Он таскал их с собой по всему Нью-Йорку и предлагал купить. В одном из ресторанов Сохо интерес к ним проявил Энди Уорхол, и так появился художник Баския и его стиль неоэкспрессионизма. Благодаря своему таланту и имени Уорхола, уже после смерти Баския стал очень дорогим художником. Ричард Принс - наш современник – продолжает тему культуры потребления в культуре живописи, критикуя разочаровывающую действительность через понятия переработки, тиражирования и манипулирования знакомыми изображениями, используя образы из журналов, популярной культуры и бульварного чтива. Адам Макьюэн превращает банальные, знакомые вещи в артефакты, воспроизводя их в неожиданных материалах и неожиданным образом. Его сейф и кулер, сделанные их графита, не могут не впечатлить – тонкие линии карандаша, графитового стрежня превращены в тяжелые скульптуры. Еще несколько лет назад цены на его скульптуры варьировались от 14.000 до 58.000 долларов.

Сегодня они стоят в два раза дороже.Американский художник, скульптор, дизайнер, кинорежиссер, один из создателей постмодернистского направления поп-арта Энди Уорхол (настоящее имя Андрей Вархола) родился в Питтсбурге в штате Пенсильвания в США. Родители, Юлия и Ондрей Вархола, происходили из деревни Микова на северо-востоке бывшей Чехословакии, тогда находившейся в Австро-Венгрии. Они эмигрировали в Америку еще до рождения троих своих детей. Уорхол изучал коммерческое искусство в Институте технологии Карнеги в Питтсбурге. В 1949 году, окончив институт (графический дизайн) и получив степень бакалавра искусств, он переехал в Нью-Йорк, где вначале работал художником-иллюстратором в разных журналах, в том числе Vogue и Harper's Bazaar, оформлял витрины, делал открытки и плакаты. Успех ему принесли графические работы в области рекламы, особенно рисунки обуви для компании "И. Миллер".

Работа в коммерческой рекламе принесла Вархоле известность. Однажды подпись под его рисунком была набрана неправильно и он решил оставить это написание имени и стал Энди Уорхолом. Хосе (Йосеф) Муграби живет в Нью-Йорке, но родился в Иерусалиме в семье евреев из Сирии. Детство его прошло неподалеку от знаменитого рынка Махане-Иегуда, где его родители держали продуктовую лавку. В 16 лет Хосе перебрался в Колумбию, начал заниматься текстильным бизнесом и постепенно из мальчика на побегушках превратился в одного из крупнейших импортеров. В Нью-Йорк Муграби переехал в 1982-м и уже через 6 лет установил мировой рекорд, купив картину Уорхола "Мэрилин Монро. Двадцать раз" за 3,96 миллиона долларов. Сейчас Муграби владеют 9-ю процентами из имеющихся работ Уорхола. Альберто Муграби – сын Хосе – в одном из интервью открыто сообщает о том, что одной из своих задач видит контроль рынка работ Уорхола, манипуляцию ценами, смену статуса и роли искусства в обществе. Или – судя по выставке в Тель-Авивском музее – поддержку искусства.