В южном регионе России сокращается количество традиционных печатных средств массовой информации, а те, которые остаются, уходят из "бумаги" в интернет, где рискуют постепенно раствориться среди множества подобных ресурсов.

Некоторые СМИ выбирают другой путь и пытаются выжить за счет объединения. Одним из последних ярких примеров стало слияние крупного ростовского новостного ресурса и известного печатного издания. На этом фоне интернет-сообщество всколыхнула новость об открытии "Яндексом" информагентства без журналистов. Встревожились и сотрудники редакций. Но, как выясняется, речь идет не о замене редеющих СМИ роботизированными программами, а скорее о создании нового сервиса, облегчающего журналистскую работу.

Первоначально официальная пресса Франции была представлена «Mercure franзais» («Французский Меркурий или Вестник», 1611-1644),политическим и литературным периодическим изданием, основанным Жаном Ришаром. Став первым министром Франции в 1624 г., кардинал Ришелье прибрал к рукам «Mercure franзais», поставив во главе этого издания человека, которого современники называли «серым преосвященством».

Падре Жозеф (в миру - Франсуа Леклерк дю Трамбле), оставивший баронский титул ради монашеского ордена капуцинов, был самым доверенным лицом кардинала Ришелье, его подлинным alter ego. Однако малотиражный «Mercure franзais», выходивший в свет один раз в год, не соответствовал политическим задачам Ришелье. Кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого было необходимо периодическое издание иного типа.

В начале 1631 г. Мария Медичи, мать Людовика XIII, развернула широкую кампанию по дискредитации политики кардинала в виде ругательных писем, направленных лично против Ришелье. В составлении многих из них принял участие опытный памфлетист Матье де Морг, который одно время входил в окружение Ришелье, а затем перешел на сторону его врагов.

Анонимные памфлеты заставили Ришелье искать выход, и он обратил внимание на Теофраста Ренодо, хорошо зарекомендовавшего себя удачной журналистской работой в «Mercure franзais». Именно Теофрасту Ренодо было суждено создать первую национальную французскую газету. По профессии Теофраст Ренодо был королевским медиком, получив эту должность в 1612 г. благодаря протекции все того же падре Жозефа, который привлек своего протеже и к работе в «Mercure franзais» в 1624 г.

Первый номер официальной французской газеты «La Gazette» увидел свет 30 мая 1631 г. «La Gazette» выходила раз в неделю на 4 страницах. Первый номер содержал новости (в основном двухнедельной давности) из Рима, Праги, Константинополя. Тематика - торговля, война, придворная хроника, дипломатические известия. Тираж «La Gazette» первых лет издания не превышал 1200 экземпляров, сохранялась единая нумерация выпусков, а по истечении года издавался «Recueil des Gazettes» («Годовой сборник «La Gazette»).

Сам Ренодо вряд ли смог организовать свое издание без поддержки всемогущего кардинала. Медику Ренодо было сложно войти в замкнутый мир парижских типографов. Во времена Ренодо печатники и книгоиздатели согласно статуту, утвержденному их корпорацией, должны были иметь хорошее образование - знать латынь, уметь читать по-гречески - и обладать сертификатом Парижского университета на право заниматься этим делом. Чтобы открыть книжную лавку в Париже, необходимо было прожить в Париже от 4 до 6 лет. В 1630 г. при поддержке Ришелье Теофраст Ренодо получил официальное разрешение на владение Адресным бюро и смог действовать и собирать информацию на всей территории Франции. Имея в руках монополию на сбор информации, Ренодо уже мог сделать шаг к изданию собственной газеты.

 

Публикации Ренодо отличались почти литературным стилем, сам король читал «La Gazette» и даже назначил редактору денежное вознаграждение за его журналистский труд. «La Gazette» воспринималась как печатный орган правительства, и с 1762 г. стала выходить в качестве официального издания под названием «La Gazette de France», просуществовав в общей сложности до 1944 г. Сам Теофраст Ренодо не стремился к конфронтации с правительством, что грозило утратой королевского патента. Поэтому публикации в его издании отождествлялись с позицией кардинала, который неоднократно сам корректировал тональность и направленность материалов. При помощи «La Gazette» Ришелье постарался установить государственную монополию на информацию. Он был убежден, что стране нужна только та информация и только в том освещении, которые выгодны правительству и отвечают интересам его политики.

С “La Gazette” во Франции связана авторитарная концепция печати.

Как внутренняя хроника, так и сообщения из других стран подвергались самой тщательной обработке. Кардинал не только сам писал в газете (анонимно), но и приобщил к «журналистике» самого Людовика XIII, который писал в частности, о своих военных подвигах и был, по сути, первым военным журналистом.Любопытен и такой факт - кардинал Ришелье обожал кошек, и одну из своих любимиц он назвал «La Gazette».

Хотя время независимой газетной периодики во Франции еще не наступило, газета вошла в повседневную жизнь французов. Жан де Лабрюйер в «Характерах», где отмечал все достойные внимания события в жизни французского общества XVII столетия, писал о задачах и функциях прессы: «Газетчик обязан сообщать публике, что вышла в свет такая-то книга, <...> отпечатана таким-то шрифтом на хорошей бумаге, красиво переплетена и стоит столько-то. Он должен изучить все - вплоть до вывески на книжной лавке, где эта книга продается; но боже его избави пускаться в критику».

 

 

 

Мы живем в пору, когда ключевую роль в формировании и создании культурных концепций играют средства массовой информации (СМИ). СМИ не просто отображают общество, они помогают сделать мир таким, каким про него пишут.

В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ.

Мы уже привыкли, что в России, выходит множество газет. Даже в Воркуте уже почти 15 лет как выходит не только одна газета "Заполярье". Из всего огромного ассортимента газет, мы выбираем те, которые нас больше всего интересуют. То есть те, которые отвечают запросу каждого конкретного человека (получить новости, знания, отдохнуть и пр.). Иногда нам в голову приходит мысль: "Как появились газеты в России?". Сейчас мы про это расскажем.

Те, кто является профессионалом полиграфии, типографии и журналистики, знают, что теперь празднуется не "День Советской печати", а "День российской печати". Эта памятная дата учреждена указом президента России в 1992 году, в память о знаменательном событии в истории нашей страны - начале издания первой российской печатной газеты "Ведомости" (полное название: "Ведомости о военных и новых делах, достойных знания и памяти").