Как известно, главная задача эквалайзера заключается в воздействии на часть спектра определенного источника звука, в результате которого увеличивается, или уменьшается амплитуда звучания частот на некотором диапазоне спектра.

 

Все приборы, каким-либо образом воздействующие на часть спектра, зачастую называют фильтрами. Поэтому эквалайзер тоже вполне можно считать частным случаем фильтра.

 

Однако фильтрам могут быть присущи несколько другие параметры, вследствие чего их относят к отдельной категории приборов обработки.

 

Существуют два основных вида эквалайзеров:

1. Графические эквалайзеры

 

Сфера применения графических эквалайзеров — концертная работа, которая требует многополосной отстройки порталов, прострелов и мониторов. В качестве самого простого примера такого прибора можно привести панель с набором слайдеров, каждый из которых обеспечивает повышение или понижение амплитуды звучания на какой-либо фиксированной частоте.

 

Среди графических эквалайзеров особой популярностью пользуется эквалайзер с 31 полосой эквализации, часто называемый 1/3-октавным графическим эквалайзером.

 

Поскольку зависимость октав и герц нелинейная, то, повышая звук на одну октаву, вы увеличиваете в 2 раза частоту его корневого тона. Величина частотного диапазона, за который отвечает каждая ручка графического эквалайзера, не является фиксированной, а вот интервальный диапазон — как раз фиксированный.

 

1/3-октавный эквалайзер, как правило, захватывает тот спектр частот, который особенно воспринимается человеческим ухом: 20—20 000 Гц. При этом каждые последующие 3 полосы добавляют к предыдущей полосе одну октаву, на которую оказывают воздействие ручки.

 

Например, если первая полоса — 20 Гц, то четвертая — 40 Гц, то есть тон повысился на одну октаву. Вторая и третья полоса отвечают за промежуточные величины в 1/3 октавы. Диапазон 20—20 000 Гц равен 10 октавам, поэтому вместе с первой полосой эквалайзер включает в себя 31 треть-октавный слайдер.

 

Преимущества графических эквалайзеров:

 

Простое и быстрое воздействие на спектр.

Одновременное изменение совершенно разных участков спектра и в плюс, и в минус.

Удобство применения и графическая наглядность.

Недостатки графических эквалайзеров:

 

Невозможность точной локализации частоты, которая должна подвергнуться воздействию. К примеру, если резонанс на частоте 430 Гц, то регулируется слайдер, наиболее приближенный к данной частоте, то есть, например 500 Гц, что считается очень грубой настройкой.

Невозможность регулирования уровня добротности на всех полосах. В некоторых дорогих моделях реализована такая функция, однако большая часть обычных графических эквалайзеров такой возможности не предоставляют.

Невозможность получения абсолютно плавного изменения спектра даже в случае близкого расположения соседних слайдеров. Результат — привнесение в звук искажений, не так заметных во время концерта, но довольно таких существенных для работы в студии.

Поэтому, в звукозаписывающих студиях предпочитают использовать не графические эквалайзеры, а более аккуратные, точные и разносторонние параметрические.

 

2. Параметрические эквалайзеры

 

В параметрических эквалайзерах не реализовано такое большое количество полос эквализации, как в графических. Однако, поскольку они могут точно локализировать частоту, нуждающуюся в воздействии, то им эти лишние полосы и не нужны.

 

Зачастую в параметрических эквалайзерах присутствуют 2-4 полосы, которые могут быть закреплены за определенным диапазоном, в рамках которого можно регулировать их частоту, или использоваться на всем диапазоне.

 

Эквалайзеры называются параметрическими, поскольку параметры эквализации в них полностью изменяются. При грамотном использовании эти приборы позволяют выстроить действительно гармоничную музыкальную картину.

 

http://www.master-skills.ru/articles/equipment/1104-eq-kind