Неизвестно почему, но мало, кто может вразумительно ответить, чем отличается конвейер от транспортера. Поэтому, стоит сразу уточнить, что мы имеем в виду, под этими понятиями.

 

Транспортер – устройство, для перемещения чего – либо. 

Конвейер, некая последовательность операций/действий. Например, конвейер, использованный знаменитым Генри Фордом в 1908 году. Сборка сложных изделий, ранее требовавших от работника высокой квалификации, с помощью конвейера преобразована в монотонный, неквалифицированный труд, значительно повысив его производительность.

То есть, конвейер, может осуществляться и без транспортера, например, если перемещать обрабатываемые изделия вручную, или на тележках.

 

Первые транспортеры были изобретены вскоре после изобретения колеса. В Древнем Египте и Месопотамии были использованы многоковшовые и винтовые непрерывные водоподъемные устройства – нории. В Древнем Китае и Индии – цепные насосы для перекачки воды в оросительные системы.

 

Разумеется, современный транспортер, не похож на своих прадедов из Китая и Египта. Сегодня транспортер – умная, многофункциональная машина. Его даже можно назвать интерактивным устройством, адекватно отвечающим на действия пользователя. Она умеет взвешивать изделия, отсортировывать, и выбраковывать при необходимости. Например, может взвесить кусок теста из тестоделительной машины, и при несоответствии, вернуть его назад, в приемный бункер. Может транспортер определить просто наличие продукции, чтобы не работать вхолостую. Может определить габариты, качество, наличие металла, и т.д. Современная электроника и автоматика практически не ограничивают возможности этой машины.

 

Сегодня, многие производители сталкиваются с проблемой оптимизации внутрицехового перемещения продукции. Это неудивительно. Переезд на новое место, строительство нового цеха сильно ударит по карману, и заставит остановить производство, а большая реконструкция зданий – весьма хлопотное занятие, и, кстати, тоже не дешевое. Такая проблема, на самом деле, существует только в отсутствии воображения. Ведь достаточно только включит фантазию! Господа, я уверен – в ваших производственных помещениях – высокие потолки. Используйте это! Транспортер можно легко смонтировать под потолком! Вы все равно отапливаете эти сотни кубических метров, освещаете, вентилируете… Это ведь все деньги. Так пусть эти кубометры будут использованы с толком!

 

Кроме того, транспортер может перемещать продукцию не только внутри здания, но и снаружи! На уровне хоть первого, хоть десятого этажа! Совершенно незачем долбить полы и потолки между этажами, для перемещения сырья/продукции. Незачем устанавливать дорогостоящие лифты. Можно просто вынести вертикальный конвейер транспортер наружу. При этом не пострадают, ни пощади, ни скорость перемещения. И не важно, что здесь можно установить только один транспортер, а нужно три вида продукции перемещать в разные стороны. Конвейер можно и в несколько уровней организовать. Хоть в десять. Была бы необходимость. Не смертельно, если на спиральный конвейер денег нет. Пельмешки и вареники можно в многоуровневом пересыпном морозить.

 

Но мороз – это уже совершенно другая история. Тут все важно. Каждый кубометр на счету. Так что, если производительность позволяет, можно и на спиральный конвейер потратиться. Однозначно лучше, чем тележками в морозильник возить. Холод – он тоже не дешевый. Каждую тележку – туда - сюда, дверью хлопать, драгоценный холод выпускать. 

 

В пищевой промышленности, конвейерные системы, так сказать «давно и надолго». Постоянные требования повышения производительности и снижения себестоимости, принуждают производителей использовать транспортные системы. Но какие это машины? С ужасом вспоминаю свой поход на хлебозавод, где по черной, резиновой, транспортерной ленте едет ХЛЕБ… Грязь, налипшие крошки… Какие санитарные нормы?

 

В окружающем нас цивилизованном мире, уже давно забыли про резиновую транспортерную ленту. Используют пищевую пластиковую бесконечную, или модульную. Нержавеющую. Давно используют приспособления для очистки ленты – ножи, щетки. Ленту на обратном пути (когда на ней нет продукции) можно вымыть продезинфицировать, просушить. Это несложно – всего лишь немного фантазии, и понимание этого словосочетания – ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ.

 

Нельзя не обмолвиться также о применении транспортеров в создании пищевых машин. Для этого внедрим такое понятие, как модуль. Модулем, мы будем называть устройство, которое непосредственно производит какой-либо продукт. Например, отсаживает печенье, поливает рулеты, или глазирует конфеты. Объединяем такой модуль с транспортером – получаем пищевую машину. Объединяем транспортером несколько модулей, получаем конвейер. Производственную линию. Фасовочную линию.

 

Самое главное преимущество автоматизации, на мой взгляд, кроме высокой производительности (это само собой), в минимизации влияния  человеческого фактора. Прочь от пищевых продуктов дядю Мишу, который с похмелья, и поэтому засыпает вместо сахара соду… И пришел в полдевятого, а не в восемь, из-за чего оборудование тридцать драгоценных минут простояло… И тетю Ларису, переведем на легкий труд, а то ее муж бросил, жалко ее конечно, но нельзя ведь из-за этого пельмени на пол ронять.

 

Подытожив вышесказанное, остается только пожелать производителям побольше с одной стороны – фантазии, с другой – здравого смысла. Возможно, в следующий раз, не придется так дергаться во время прихода санэпидемстанции. Не придется игнорировать входящие звонки с торговых точек, в ожидании рекламаций. Благополучия Вам, уважаемые Господа, здоровья, а Вашему бизнесу – процветания, и уверенности в завтрашнем дне!