Высококонкурентная среда продуктового ритейла диктует свои условия: успешные компании вынуждены находиться в постоянном поиске новых возможностей для гибкого ценообразования - новых путей сокращения затрат и оптимизации процессов.

Как правило, транспортные операции ритейлеров несколько сложнее, чем просто поочередная доставка товаров из точки А в точки B, C и D. Зачастую при планировании маршрутов доставки диспетчерам приходится иметь дело с несколькими складами, распределительными центрами, планировать загрузку транспорта, исходя из категорий товаров, временных окон, нагрузки магазинов и пр. При планировании доставки диспетчеры также должны учитывать типы транспортных средств, которые используются в различной комбинации для доставки широкой номенклатуры товаров по всей продуктовой сети: малотоннажные грузовики, фуры, автопоезда с прицепами, холодильными установками для перевозки охлажденных и замороженных продуктов.


С появлением специализированных TMS-решений (систем управления транспортом) менеджерам по логистике стали доступны новые инструменты для эффективного планирования и управления транспортными процессами. Давайте рассмотрим некоторые из них:

Автоматическая прокладка маршрута. Система управления транспортом автоматически рассчитывает маршруты доставки и предлагает оптимальный вариант доставки с учетом типа транспортного средства, степени загрузки транспорта, временных окон, категорий товаров и прочих критериев, которые могут быть настроены исходя из конкретных требований бизнеса.

 

 

 

  • Погрузка с нескольких складов одновременно. При наличии нескольких складов/распределительных центров, TMS позволяет планировать загрузку транспортных средств с нескольких складов одновременно в рамках одного маршрута.
  •  

     

     

     

     

  • Кросс-докинг. Некоторые системы управления транспортом поддерживают операцию кросс-докинга: когда необходима транспортировка груза из точки А в точку С, с перевалкой в точке B. TMS позволяет учитывать и планировать перемещение товаров со склада в конечную точку с разгрузкой в промежуточной точке и дальнейшей отгрузкой в магазины, но уже в составе другого транспортного средства.
  •  

     

     

     

     

  • "Обратная загрузка". По окончании маршрута система позволяет планировать загрузку транспортного средства на обратном пути: заезжать к поставщику за товарами по пути на склад, собирать тару и возвраты в точке доставки, если это необходимо.
  •  

     

     

     

     

  • Единый центр диспетчеризации. При наличии сети филиалов система управления транспортом может выступать единым центром диспетчеризации внутри компании. Это значит, что в случае географически распределенных инсталляций можно управлять маршрутизацией транспорта из одной точки. Данная функция позволит сократить штат диспетчеров и получить дополнительную экономию за счет сокращения фонда оплаты труда.
  •  

     

     

     

     

  • Платформа для внешних перевозчиков. При работе с внешними перевозчиками в вашем распоряжении появляется удобная платформа для проведения тендеров на грузоперевозки. Каждый перевозчик, заведенный в систему, будет получать уведомление о новом задании на перевозку с указанием маршрута по факту его формирования в системе. Каждый контрагент оставляет на портале свое предложение по стоимости выполнения маршрута - вам остается только выбрать самое выгодное предложение.
  •  

     

     

     

     

  • Учет типа транспорта. Максимально эффективное использование каждого ресурса - один из наиболее популярных способов сокращения транспортных затрат в бизнесе сетевика. Планирование перевозок с учетом типов груза и особенностей его перевозки обезопасит вас от форс-мажоров и пустых прогонов транспортных средств. TMS - решения поддерживают настройку широкого спектра транспортных средств, в том числе по типу кузова, а также прицепов с учетом внутренних отсеков.
  •  

     

     

     

     

  • Интернет-торговля и интеграция с системой доставки. Система управления транспортом может быть интегрирована с платформой интернет-магазина компании. Или, как вариант, в качестве платформы для интернет-магазина может использоваться веб-портал системы, через который пользователи смогут создавать заказы, просматривать историю заказов.
  •  

     

     

     

     

  • Сокращение пробега и расходов на топливо благодаря автоматическому планированию маршрутов и повышения эффективности каждого транспортного средства. Данный функционал не только снимает нагрузку с диспетчеров, но и влечет ярко выраженный экономический эффект - сокращение затрат на топливо. В отличие от простых прокладчиков маршрутов, высокоуровневые системы управления транспортом используют особый алгоритм, отвечающий за маршрутизацию. Так, например, в TMS ORTEC заложено большое количество эвристических моделей и моделей линейного программирования, позволяющих оперативно моделировать различные сценарии доставки для выбора оптимального варианта. Алгоритм может быть настроен на оптимизацию одного или нескольких показателей, таких как: пробег, транспортные затраты, время в пути, количество задействованных транспортных средств, время ожидания.
  •  

     

     

     

     

  • Учет ограничений доставки и особенностей груза. При внесении в систему информации о точках доставки и транспортных средствах указываются их особенности и ограничения. Например, для транспортных средств можно настроить такие ограничения, как наличие дополнительных приспособлений (гидроборты, рефрижераторные установки, и т.д.), наличие разрешений на проезд в отдельные зоны (например, закрытые города или центры мегаполисов, куда въезд грузовым ТС может быть ограничен). Для точек доставки аналогично настраиваются ограничения типа "необходимость гидробортов" и специальных допусков на въезд. В дальнейшем система будет учитывать указанные ограничения при планировании маршрута доставки.
  •  

     

     

     

    Большинство поставщиков решений для управления транспортной логистикой на территории России и стран ближнего зарубежья сходятся в общем мнении относительно эффектов от внедрения TMS, обеспечивающих сокращение затрат на транспортную логистику.

    Во-первых, это прозрачность операций и возможность получения различных отчетов. для разработки мотивационных схем, учета KPI каждого транспортного средства. Данная информация может быть использована для принятия административных решений по оптимизации бизнес-процессов транспортной логистики.

    Во-вторых, автоматизация таких процессов, как планирование маршрутов и проведение тендеров на перевозки для внешних перевозчиков существенно сокращают влияние человеческого фактора, позволяют минимизировать ошибки при планировании перевозок. Вследствие автоматизации сокращается необходимость личного контакта (телефонные звонки, sms, e-mail) между водителем и диспетчером, менеджерами вашей компании и менеджерами по транспорту внешнего перевозчика.

    Автоматизация ключевых процессов транспортной логистики влечет за собой оптимизацию смежных с логистикой процессов. Например, сокращается необходимость печати документов, что позволяет уменьшить, пусть и не существенные, но затраты на расходные материалы для печати. 

    Важно отметить, что способы сокращения затрат, указанные выше, не затрагивают основной фактор стоимости - затраты на реализацию сформированного маршрута перевозок. Так, например, высокоуровневые системы управления транспортом гарантируют сокращение затрат путем уменьшения порожних пробегов, сокращения количества диспетчеров, повышения эффективности использования каждого транспортного средства, сокращения среднего количества транспортных средств, используемых для реализации доставки. Т. е. ключевой показатель эффективности внедрения TMS базируется не на автоматизации процессов транспортной логистики, а в первую очередь - на оптимизации непосредственно маршрутов. Естественно, для получения таких результатов необходимо, чтобы процессы доставки компании соответствовали следующим критериям:
    - Автопарк не менее 30 транспортных средств
    - Ежедневные динамические маршруты. В случае, когда все маршруты статические, то и возможности для оптимизации маршрутов остается существенно меньше.

    Подобные заключения находят отражение на практике. Эффективность применения специализированных решений для управления транспортом особенно наглядна на примере ритейлеров со сложной сетью доставки. В среднем, сокращение затрат на транспортную логистику за счет оптимизации процессов в продуктовом ритейле колеблется в районе 10-25% (в зависимости от разветвленности транспортной сети и сложности процессов).

    Так, например, один из крупнейших греческих ритейлеров, компания AB (Delhaize), обеспечила 20% ежегодной экономии на транспортных расходах за счет оптимизации маршрутов с помощью TMS ORTEC. В управлении компании находятся три транспортных депо, которые обеспечивают доставку товаров по всей сети, насчитывающей 220 магазинов. Серьезным показателем эффективности внедрения TMS можно рассматривать возможность сокращения автопарка за счет повышения производительности каждого транспортного средства. Еще один пример из Греции - после внедрения специализированной системы управления транспортом компания Kotsovolos стала использовать на два транспортных средства в день меньше.

    Безусловно, успешность проекта оптимизации транспортной логистики предприятия во многом зависит от исходного состояния процессов, целей и задач конкретного бизнеса. В любом случае, выбору TMS должен предшествовать объективный анализ текущего состояния внутренних процессов, который позволит определить так называемые "узкие места". Далее формализуйте свои требования к решению, отправьте их ряду поставщиков решений из разных сегментов и сравнивайте, проводите анализ и оптимизируйте транспортные процессы!

     
    Источник материала: www.logistic.ru